суббота, 20 октября 2012 г.

Lyxfällan. Личная экономика в Швеции.

Когда я еще работала в России, то мои коллеги очень часто задавали мне такие вопросы: "А почему у нас зарплата одинаковая, мы за неделю до получки бежим занимать, а ты за границу поехала? Как так?"

или еще лучше: "Как так, я получаю больше тебя в два раза, а мне денег все равно не хватает?" Да, вот и так бывает. Дело в том, что я с очень раннего возраста сама зарабатывала себе на хлеб, поэтому держала свои доходы и расходы под строжайшим контролем, подрабатывала и находила резервы для экономии. А потом с удовольствием тратила денежки в отпуске ))) Без кредитов.

Личная экономика - это моя любимая тема. Но пока не получается покомандовать личной экономикой кого-то (т.к. муж боится, что мы кушать будем только картошку и капусту хаха, а ходить в курточке из секонд-хенда), то я с удовольствием смотрю шведскую программу "Lyxfällan" ("Ловушка красивой жизни").

На мой вкус очень интересная программка. В ней два ведущих - Магнус и Патрик - помогают семье справиться с долгами. А долги копятся так: маленькие доходы и боооольшие расходы. У одного героя программы долг образовался таким образом: купил лодку, например, за 2 млн. крон, а продал за 1 млн. Ну не смог продать дороже. Приобретал в кредит. Вот и нету у него теперь лодки, а только кредит в 1 млн. крон.

В Швеции есть возможность жить в кредит, регулярно приходят кредитные карты по почте, предлагают оформлять покупку в рассрочку и очень много людей на это ведутся. Ведь когда вокруг столько изобилия очень сложно отказать себе в маленьких слабостях. А потом еще немножко. И еще. И в результате долги накапливаются как снежный ком, капают проценты, приходят письма-напоминалки, потом письма из Крунофогдена. И тогда люди обращаются на эту передачу.

Герои программы, как правило, простые люди: безработные, мамы в декрете, пенсионеры. У них низкие доходы, но им не хочется себя в чем-то ограничивать. И они идут и покупают, а потом-то надо платить...

Ведущие жестки. Они заставляют продавать, например, вещи из дома и бывает, что потом жилище выглядит просто голым. Заставляют бросать курить курильщика или пить шоколадный коктейль сладкоежку, если посчитают, что на это уходит слишком много денег из бюджета. Заставляют искать работу и вообще браться за любую оплачиваемую деятельность. Ну и, разумеется, регулировка бюджета. Большинство после этой программы еще и копить начинают ))))

В общем, в жестоком мире капитализма нет места маленьким слабостям шопоголика... Учет, контроль, планирование )))

10 комментариев:

  1. Уууу, узнала себя в описании ваших русских коллег, но это было в России. Там были друзья и родители, которые могли денег одолжить, если что. Когда переехала в Швецию, то научилась контролировать свой бюджет, так как положиться могу только на себя (я переехала по рабочей визе)...хотя я до сих пор могу в магазине рукоделия потратиться прилично...но только если могу себе это позволить :-)

    ОтветитьУдалить
  2. А вот если бы не научились, Юлия, то приехали бы к Вам зайчики Магнус и Патрик и по телевизору бы показали )))))

    Ну я честно överdrivande жлоб, я с этим борюсь ))) Но пока программ на обратную тему не видела ))))

    ОтветитьУдалить
  3. Обожаю эту передачу. Периодически смотрю ее взапой, по сезону за выходные ))) И ведущие очень нравятся. В России такой учет расходов-доходов не реально осуществить, потому что большинство операций производим с наличкой. Даже если чеки собирать, то не все их дают, либо не на всех чеках печатают наименование товара.

    ОтветитьУдалить
  4. Не, нереально в России, потому что там, во-первых, можно пойти занять к родственникам. Во-вторых так задерживают зарплату, что впору такой доход как зарплата не учитывать при подсчете баланса. Ну и вчерную много чего делается, а-ля калымы там...

    А самое главное -там нету Крунофогдена, поэтому неплатежей никто не боится ))) Ну в крайнем случае можно попросить директора не показывать всю зарплату судебным приставам. У нас один мужик на работе по исполнительному при долге 2 млн. рублей выплачивал по 50% с официальной зарплаты - по 2 тыщи в месяц. Т.е. надо скока? 2 млн:2 тыщи = 1000 месяцев аккурат рассчитаться ))))

    ОтветитьУдалить
  5. Да, согласна, в России кто на коленках бухгалтерию ведет в тетрадках, кто еще счеты не выкинул, кто в конвертах зарплату получает. Тьфу-тьфу. Не к ночи упомянуты )))

    ОтветитьУдалить
  6. Ну, не знаю, может быть в небольших городках России и не реально, а Петербурге вполне - у меня налички в кармане обычно рублей 500 лежит, аж с февраля прошлого года, на всякий случай...
    А так... зарплата - на карту, комуслуги, свет, телефон - интернет или банк/карта, магазины - карта, транспорт - транспортная карта (пополняю через интернет-банк или банковской картой).

    Я не помню, когда я наличкой пользовался в последний раз. Вру, помню, но это было аж в феврале 2012-го - потратил 200 рублей на частника, чтобы доехать ночью домой. Может быть если бы я пользовался часто маршрутками, то там бы использовал наличку, но и там можно пользоваться картами зачастую, правда это на рубль дороже, чем за наличные.

    Ну и немного мелочи стараюсь держать в кармане, а то пришел на днях в аптеку купить пластрь, а у меня в этой аптеке скидка - можно оплатить баллами почти всю покупку, а рубль - деньгами... вот с рублем-то возникла проблема :)

    ОтветитьУдалить
  7. Ну если у Вас вся зарплата белая и идет на карту. Но вот я жила в маленьком городе в России и там я получала большую часть зарплаты наличкой. Хехе. И да, она была ))) Дома под подушкой )))

    ОтветитьУдалить
  8. Понятное дело, что в больших городах (в России) с этим проще - карты принимают на каждом углу, интернет везде есть и довольно дешевый... ну и можно вполне найти место работы с официальной зарплатой... в регионах вопросов больше... что-нибудь вроде: единственного банкомата сбербанка на сотню км вокруг :)
    Но в целом жизнь на месте не стоит - и до нас доходят блага цивилизации :)

    ОтветитьУдалить
  9. Хахаха, хотела написать пост про свой бывший город, сравнить с Гетеборгом его ))) Думаю сегодня это сделать, ежели ничего не помешает ))
    Не, точно там все блага были, кроме белой зарплаты )))

    ОтветитьУдалить